Вычислить токсичных сотрудников поможет матрица из двух осей — hard skills и soft skills. Hard skills — профессиональные компетенции, soft skills — эмоциональный настрой, контекст.
Компетентные сотрудники в хорошем настроении — это локомотивы, сотрудники-звезды. Звезды есть в каждой команде, и именно они двигают компанию вперед.
Звездам противостоят сотрудники, которые не очень компетентны — новички либо ошибки рекрутмента. Если такие сотрудники плохо проявляют себя еще и с эмоциональной стороны, они становятся балластом. Таких людей в этой модели называют трупами: с ними надо расставаться сразу, потому что оживить их не получится.
Если человек некомпетентен, но у него горят глаза, ему можно помочь, а вот развивать сотрудника сразу по двум направлениям почти нереально. Но если «труп» будет для вас просто обузой и не сможет ничего испортить, то профессионал с плохим настроем — реальная угроза.
Людей с высокими профессиональными компетенциями и проблемным настроем иногда называют террористами организации. У них большой опыт, на них завязано много задач, и поэтому они могут нанести большой ущерб, если захотят. «Труп» не умеет и не хочет, а «террорист» умеет, но не хочет. Это приводит к разрушению: как локомотивы, так и стажеры смотрят на «террористов» и понимают, что можно не стараться, а делать вот так. На «террористов», то есть профессионалов с большим уровнем компетенций и низким уровнем контекста, обратите особое внимание.
Другие спецслужбы вступают в переговоры с террористами и пытаются их переубедить. По моему опыту, в компании это редко увенчивается успехом. Если вы нашли токсичного человека, сразу же подумайте, как перераспределить его обязанности и нейтрализовать.
Как я справился с токсичным сотрудником
Токсичные сотрудники есть везде, сталкивался с ними и я. Раньше я занимался консультированием, и меня нанял отдел продаж большой девелоперской компании. Там работала опытная женщина, и она отлично продавала любую недвижимость, которую строила компания. Она была лучшим менеджером, в одиночку продавала почти столько же, сколько весь остальной отдел. Для руководства компании она была супергероем, которого надо ценить и нельзя терять, а остальные продавцы терялись на заднем плане. В руководстве видели, что это властная и доминирующая женщина, которая подмяла весь отдел и даже агрессивно переманивала клиентов у коллег. Само собой, атмосфера в коллективе была нездоровой.
Внимательное изучение показало: эта женщина просто мешала коллегам работать. Она давила на продавцов, и те даже боялись при ней нормально разговаривать по телефону. Сами продавцы в этом не признавались, они просто уходили из компании. Тем не менее, руководство не хотело терять эту женщину, и мы предложили компромисс: отсадить ее в другой офис, чтобы она никого не трогала. Очень быстро другие продавцы расправили крылья, перестали бояться, стали более активными, и дело пошло. На ту женщину переезд тоже повлиял, и через какое-то время руководство все же решило с ней расстаться.
Токсичные люди с плохим отношением к работе встречаются, и, наверное, они могут понять, что так жить нельзя. Но я такие перемены наблюдал редко, и поэтому считаю, что расстаться с токсичным сотрудником — лучший вариант.